Все
Отредактировано:08.05.09 09:59
Сразу в нескольких дневниках идет обсуждение "Обитаемого острова" и резонно возникает вопрос как сам Стругацкий его оценивает. Я не видел никаких свежих интерьвью, но ниже приведу его ответы заданные в 2000г, после начала съемок А.Германом "Трудно быть богом"
- Как вы относитесь к попытке Алексея Германа?
- Алексей Герман - замечательный режиссер, "гений достоверности". Для фантастики же достоверность - один из трех китов, может быть, самый фундаментальный кит. Если кто-нибудь в мире и способен создать настоящее кино по "Трудно быть богом", то это Герман.
- На вашем сайте проблемам экранизации посвящена целая дискуссия. Как вы думаете, почему читатели резки в оценках тех, кто снимал фильмы по вашим произведениям?
- Кино и литература говорят на разных языках, и адекватный перевод с одного на другой практически невозможен. Кинорежиссеру приходится "переписывать" исходное литературное произведение заново, приспосабливая систему литературных образов к своему видению. Нам еще повезло, по нашим повестям были сняты два нетривиальных фильма - "Сталкер" Андрея Тарковского и "День затмения" Александра Сокурова. Но оба фильма весьма далеки от первоисточника. Может быть, в этом причина резкости моих читателей. Прямые бесхитростные экранизации ("Отель "У погибшего альпиниста" и "Малыш" ) смотреть можно, но не более того. "Трудно быть богом" Петера Фляйшмана - просто лабуда, простите за выражение. А "Чародеи" мы оба дружно не любили, хотя публике, видимо, более всего понравился именно этот фильм - недаром же его гоняют перед каждым Новым годом по ТВ вот уже лет 15 подряд. Но это отнюдь не "Понедельник начинается в субботу", и сравнивать его с "Понедельником" еще более бессмысленно, чем сравнивать "Сталкер" с "Пикником на обочине".
- Хотели бы вы, чтобы экранизировали что-то конкретное из того, что вы написали?
- По-моему, практически любая наша повесть годится для экранизации, все они кинематографичны. Но никаких предпочтений у меня нет. Просто удивляюсь иногда: такое забойное кино можно сделать из "Обитаемого острова" или, скажем, "Хищных вещей века". Многие режиссеры собираются, нацеливаются, совсем уже было берутся, но - что-то вдруг происходит, и дело кончается пшиком.
- И что же происходит?
- Лет 20 назад мы написали сценарий "Понедельника" для съемок мультфильма. Снимать хотела Киевская киностудия, но вдруг там сменилось начальство, наш сценарий назвали "издевательством над советской наукой", и вся затея лопнула. Но в большинстве случаев причина в другом. За последние десять лет я получил не менее десятка предложений от самых разных режиссеров. Практически все эти затеи кончились ничем только потому, что на фильм не удавалось раздобыть денег. Так что дело в деньгах, а вовсе не в отсутствии режиссеров, талантов, сценариев, новых веяний, высоких технологий...
PS Вот Бондарчук и выполнил пожелание, сделал "забойное кино" :)